Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

ОВЗ) - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий; инклюзивное образование – обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
. адаптированная образовательная программа (далее - АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц;
. доступная образовательная среда (без барьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей, обучающихся с ОВЗ и позволяющая
вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать
качественное образование;
• «ресурсный класс (группа)» - специально отведенное место в
образовательном учреждении (класс, кабинет), который оборудован
специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими
работниками;
. «тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает
персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ.
Оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса
образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения
(составление индивидуальных
учебных планов
и планирование
индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень
подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, проводит совместный с
обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов,
направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку
индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося
с учителями (воспитателями) и другими педагогическими работниками для
коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с
родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и
развитию познавательных интересов обучающихся;
1.1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста
осуществляется
- путем организации совместного образовательного процесса детей с
ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе
образовательного учреждения, реализующей образовательную программу

дошкольного образования (образовательная инклюзия);
через
предоставление
услуг
дошкольного
образования
(консультативные пункты).
1.2. Инклюзивное образование может реализовываться через
следующие модели:
- полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают
образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом,
а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;
- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ
совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным
учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а
также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении,
участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях
совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
1.3. В разработке модели организации инклюзивного образования
участвуют администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого педагогический консилиум ДОУ.
1.3.1. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в
группах общей развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения
инклюзивного образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.3.2. Методическая служба ДОУ:
- организует работу воспитателей, тьюторов, обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации
инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.3.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет
в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии детей;
- готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с
указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию
обучающимся с ОВЗ психолого -педагогической помощи и организации их

обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные комиссией
рекомендации.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ №76 осуществляется
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при
наличии:
. заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
.
справки
медико-социальной
экспертизы
(далее
МСЭ),
подтверждающей статус «ребенок-инвалид»;
. заявления родителей (законных представителей).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основании:
. положения об инклюзивном образовании в дошкольном
образовательном учреждении;
• образовательной программы учреждения, отражающей основные
принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей
соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;
• заключения ПМПК;
. адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
• письменного согласия родителя (законного представителя) на
получение его ребенком образования по адаптированной программе;
. плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя
мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей
гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной
культуры);
• проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с
целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного
образования и др.
2.4. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических
работников и утверждается педагогическим советом дошкольного
образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на
основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья
обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с
рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными
представителями).
2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной
деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ
осуществляет заместитель заведующей по УВР дошкольного учреждения.

2.6. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
. предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и
запроса родителей;
• определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающий с
ОВЗ;
• определение
специалистов,
осуществляющих
психологопедагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ;
• заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ
в образовательное учреждение.
Диагностический:
• изучение результатов комплексного психолого-педагогического
обследования.
Разработка
адаптированной
образовательной
программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный
лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к
результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных
материалов.
2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых
коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном
учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие
с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в
адаптированной образовательной программе.
2.8. Отношения между ДОУ и родителями (законными
представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном
порядке.
2.9. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их
в функционирующую группу общеразвивающей направленности ДОУ
(определяется дозирование времени пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ,
необходимость наличия специалиста сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ
при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный
график посещения ребенком детского сада, планируются адаптационные и
интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время
пребывания ребенка с ОВЗ увеличивается.
2.10. Содержание образовательного процесса в группе определяется
основной общеобразовательной программой ДОУ и индивидуальной
адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ, составляемой с
учетом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребенка.
2.11.
В рамках модели частичной интеграции оказание
образовательных услуг ребенку с ОВЗ осуществляется по режиму и
расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием
условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий
специалистов с ребенком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким.

2.12. В расписании организованной образовательной деятельности
учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты),
предусмотренные
индивидуальной
адаптированной
образовательной
программой ребенка с ОВЗ.
2.13. В случае невозможности полного усвоения программы из-за
тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с
рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на
формирование у ребенка социальных и практически-ориентированных
навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу
в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной
программой ребенка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации
включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников
группы.
2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.17. С участниками интеграционных процессов (педагогами,
специалистами, родителями ребенка с ОВЗ и родителями нормально
развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы)
проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех
участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально
значимых результатов.
2.18. В процессе работы с ребенком с ОВЗ может быть осуществлена
его полная интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия
родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК (или
педагогов, врача, специалистов).
2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную
среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с
особенностями детей с ОВЗ.
2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных
мероприятиях.
2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребенка с
ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их
психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и
интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей)
ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.
2.22. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику
развития ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки
которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.

2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК
для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или
специальной коррекционной).
2.24. При организации инклюзивного образовании ДОУ должно
взаимодействовать с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными
партнерами (родительскими организациями, общественными организациями,
школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными
учреждениями
и
структурными
подразделениями
дошкольных
образовательных учреждений.
3. Финансовое обеспечение
3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания
и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной
программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств
общественных, благотворительных организаций и за счет других источников,
не запрещенных действующим законодательством.
3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом
дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на
общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.
4. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники,
родители и воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
• защищать законные права ребенка;
. обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
МБДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
• на уважение человеческого достоинства;
• на моральное поощрение за успехи.
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные
законом РФ «Об образовании».
5. Порядок управления
Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и
обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада
и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого
ежегодно договора; осуществляет систематический контроль эффективности
работы.
Настоящее положение разработано рабочей группой МБДОУ№ 76.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».