Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» для детей 5 – 6 лет и их родителей
18.01.2025
Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» для детей 5 – 6 лет и их родителей
Введение
Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад, в данном случае – музыкальный руководитель.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на 5 учебных месяцев — с января по май.
Актуальность
В рамках нового образовательного стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Проект «Играем в оркестре вместе с мамой» помогает родителю:
— увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
— преодолеть авторитарное отношение к ребенку;
— относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
— открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;
— проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
— понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.
Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.
Музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. А помогут нам наши родители – наши партнёры!
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной музыкально – исполнительской деятельности (игры в оркестре); в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Цель проекта: создание детско – родительского оркестра « Весёлый Оркестр», моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой.
Описание проекта:
Проект направлен на моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой (родителями), формирование духовно — нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий и досуговых мероприятий.
Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта:моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой. Развитие музыкальных и исполнительских способностей в процессе музицирования.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
- Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
- Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре;
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по музицированию.
Развивающие:
1. Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2. Развивать тембровый, динамический, ритмический слух.
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона средствами игры в оркестре вместе с мамой (родителями).
2. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
3. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Направленность: дети, родители.
Проект состоит из 3х основных этапов:
- Подготовительный этап(январь).
Организационное занятие.
Беседа с детьми и родителями о предстоящей деятельности.
Знакомство с планом работы.
Слушание музыкальных произведений, которые буду аранжированы.
Знакомство с музыкальными инструментами.
- Практический этап (февраль — май)
Обучающий процесс:
Групповые занятия для родителей и детей — 1 занятие в неделю (во вторник в 18.00)
Индивидуальные и подгрупповые занятия для детей — 1 занятие в неделю (в среду в 11.30)
- Заключительный этап (май).
Итоговые мероприятия: Концертная программа для детей и родителей на конкурсе «Минута славы»
Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» рассчитан на дополнительные занятия с детьми и родителями в вечернее время и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей и родителей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, формировать умение взаимодействовать с партнёрами
Практический этап состоит из тематических разделов:
«Знакомство с инструментами и оркестрами» — знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.
«Элементарные музыкальные знания» — уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.
«Игра на музыкальных инструментах» — обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.
«Творческие задания» — инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок и стихов.
Перспективный план работы.
Планируемый результат.
- знать названия музыкальных инструментов и правила их хранения;
- уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов и осознавать их выразительную сущность;
- овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
- осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
- овладеть навыками ансамблевого музицирования, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
- знать расположение высоких и низких звуков на инструментах со звукорядом;
- уметь ориентироваться в записи несложных партитур (схем) и грамотно прочесть свою партитуру (схему).
- Организовать концерт оркестра на фестивале «Минута славы»
в детском саду (май).
Материально-техническое обеспечение.
Технические средства:
— цифровое фортепиано музыкального зала;
— музыкальный центр;
— аудиозапись звучания «Симфонического оркестра», «Оркестра русских народных инструментов», Ансамбля ложкарей.
— компьютер;
— мультимедиа.
Методическое сопровождение проекта:
— перспективный план проекта;
— иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;
— ритмические карточки;
— музыкально-дидактические игры «Лесенка», «Музыкальный магазин»;
— шумовые инструменты сделанные «своими руками» — «шумелки»;
— картотека загадок о музыкальных инструментах;
— картотека пальчиковых игр;
— картотека упражнений для развития чувства ритма;
— сказки о музыкальных инструментах;
— стихи;
— презентации о музыкальных инструментах.
Литература:
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». — М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». — М.: Просвещение. 1981.
- Кононова Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». — 1990.
- Метлов Н. А. «Музыка – детям». — М.: Просвещение, 1985.
- Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012 г.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб — 2005
Интернет-ресурсы.
Приложения:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2025
Дата обновления: 18.01.2025
Дата публикации: 18.01.2025